Постановка земельного участка на кадастровый учет
Покупка, продажа, наследование земли – всё это сделки с недвижимостью. Операции с недвижимым имуществом регистрируются государством в налоговых целях и во избежание спорных ситуаций.
До вступления в силу закона № 218-ФЗ кадастровый учёт и регистрация прав осуществлялись последовательно, в два этапа. С 2017 года процедура упрощена и производится одновременно.
Сведения о земле фиксируются в кадастре недвижимости и включают географические ориентиры, площадь, схему, стоимость, категорию, перечень природных объектов (вода, лес), существующие споры и пр. Перечень собственников, оснований пользования содержит реестр прав на недвижимость. Информация кадастра и реестра прав аккумулируется в Едином реестре недвижимости, который ведёт Орган регистрации прав.
Государственная регистрация сведений о земле позволит совершать сделки купли-продажи, наследования, дарения. Если же кадастрового номера нет, то перечисленные действия с участком совершить невозможно.
Перечень документов для внесения информации в реестр
Чтобы сведения об участке внесли в кадастр, потребуется документально подтвердить право пользования недвижимостью, предоставить межевой план, а также оплатить госпошлину.
Вид документа-основания варьируется от обстоятельств получения земли:
– акты о передаче земли местной администрацией (например, постановление сельского совета о выдаче земли под жилое строительство),
– договор на право владения/пользования (купля-продажа, аренда, бессрочное пользование, дарение и пр.),
– свидетельство о праве наследства (при получении земли в наследство),
– свидетельство о праве собственности (если оно оформлено).
Когда все бумаги утеряны и нет возможности их восстановить, то земельные права доказываются в суде. Давность владения имуществом, к примеру, подтвердят свидетельские показания.
Межевой план изготавливают специализированные организации по договору на оказание услуг. Стоимость работы кадастровых инженеров зависит от сложности работы и региона.
Прикладывать к пакету документов квитанцию об уплате госпошлины не обязательно – сотрудники, принимающие заявления, самостоятельно проверят информацию о платеже.
Когда все бумаги собраны, заполняется заявление установленной формы.
Порядок предоставления сведений
Документы в Росреестр предоставляются:
– лично,
– через посредника,
– в электронном виде,
– почтой.
Если регистрацией занимается лично заявитель, то сотруднику, принимающему документы, предъявляется паспорт. Обратите внимание, что без удостоверения личности сведения не примут. Посредник подтверждает свои полномочия нотариальной доверенностью.
Принимают сведения как в Росреестре, так в Многофункциональных центрах. Причём не обязательно ехать в регион, где находится земельный участок, заявление примут в любом территориальном подразделении регистрирующего органа.
При пересылке почтой подписи заявителя, договоры, доверенности заверяются нотариально; прикладывается копия паспорта заявителя.
Передача информации через интернет сопровождается усиленной цифровой подписью, и осуществляется через официальный сайт Росреестра.
Сроки внесения данных в Росреестр
Результатом постановки на кадастровый учёт станет получение выписки из Единого реестра. Свидетельство о праве собственности с 2016 года не выдаётся.
Выписка готова через 7 рабочих дней после обращения; в случае одновременной регистрации права – через 10 рабочих дней. Обращение через МФЦ увеличивает указанные сроки на 2 рабочих дня.
В заключение уточним, что если участку уже присвоен кадастровый номер, то в дальнейшем повторное внесение информации не требуется. Однако при изменении границ участка (например, при слиянии или разделе) кадастровые данные изменяются и требуют регистрации.