Самоизоляция и наказание за нарушение в Москве

Коронавирус, самоизоляция и наказание в Москве

Самоизоляция и наказание за нарушение в Москве. Это то, что помимо прочего тревожит нас сейчас. Ведь в наше время, в условиях  бушующего коронавируса, простым людям помимо страхов из области фантастики приходится сталкиваться и с проблемами вполне осязаемыми, материальными. Так, введен режим «повышенной готовности», людей загнали в состояние «нерабочих дней» и домашней «самоизоляции». Подобное «добровольно-принудительное» нахождение на «самоизоляции» доставляет много неудобств  обычным людям. Мы теряем деньги, нервы и здоровье. В дополнение ко всему вместо выплат и другой помощи гражданам, государство для нас придумало ответственность за нарушение «добровольной» «самоизоляции» при режиме «повышенной готовности». До кучи ко всему, так сказать… Однако я не буду рассуждать о добровольности, или обязательности самоизоляции и других «удивительных» вещах, которые происходят сейчас. На этот счет  вы можете самостоятельно посмотреть и проанализировать информацию в независимых средствах массовой информации.

Чем регламентируется наказание за нарушение самоизоляции в Москве

Давайте с позиции «буквы закона» разберем один нормативно-правовой акт, который напрямую затрагивает наши права и кошелек. Это Закон города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45. Он же Кодекс Москвы об административных правонарушениях. Скажу честно, я в своей адвокатской деятельности с ним даже никогда ранее и не сталкивался.  Однако в настоящее время людей стали штрафовать, опираясь именно на нормы данного Закона. Точнее на нормы статьи, которая была  дополнена в  главу 3 вышеуказанного Закона  Законом от 1 апреля 2020 года № 6.

В рассматриваемой главе 3 указаны  административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (ст.ст. 3.1 — 3.19). А появилась там статья 3.18.1. Эта статья ввела административную ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы. Дословно вот ее части:

«1. Неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2  настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, с использованием транспортного средства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей.

Так что же делать, если вас привлекают к ответственности по 3.18.1 Кодекс Москвы об административных правонарушениях?

Итак, вам вменяют административную ответственность по данной статье. Что же делать? Ответ один – обжаловать данное решение о привлечении вас к административной ответственности. Спросите как? Смотрите образец жалобы, приведенный ниже:

В _________________районный суд города Москвы. 

 Адрес: ______________________________________ 

 Орган, решение которого обжалуется: 

Главное контрольное управление г. Москвы 

121099 г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 36 

 Заявитель:___________________________________ 

Проживающий по адресу:_________________________ 

Телефон:___________________________ 

 

ЖАЛОБА 

на постановление по делу об административном правонарушении 

«…..»________ 20__ г. должностным лицом Главного контрольного управления г. Москвы (далее – «Главконтроль») _____________ было вынесено постановление по делу об административном правонарушении №………..…………………………. (фиксация моего местонахождения осуществлялась с использованием технических устройств и (или) программного обеспечения «Социальный мониторинг». В соответствии с данным постановлением, я был признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 3.18.1 Административного кодекса г. Москвы (далее – КоАП г. Москвы) и мне было назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей.  

Считаю указанное постановление незаконным и подлежащим отмене в связи со следующим: 

  1. В деянии отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.2ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы. 

 В соответствии с Постановлением, я был привлечён к административной ответственности в порядке ч.2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы за нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, а именно, п.12.4 Указа Мэра Москвы № 12-УМ от 05.03.2020 «О введении режима повышенной готовности», а также невыполнение предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. 

 Считаю, что мои действия были неправомерно квалифицированы по вышеуказанной статье КоАП г. Москвы, так как в соответствии с разъяснениями, изложенными в «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) (далее – «Обзор»), привлечение меня к административной ответственности за данное деяние допускается только в соответствии с КоАП РФ (Вопрос 22 Обзора). 

 «Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. 

 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших. 

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. 

 Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). 

 При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). 

 Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством. 

 Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65). 

 Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор». 

 Из вышеуказанного следует, что в соответствии с разъяснениями Верховного суда, данными в Обзоре, привлечение к административной ответственности лица с подтвержденным диагнозом COVID-19 за невыполнение предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор допускается только в соответствии с КоАП РФ. 

 КоАП г. Москвы допускает привлечение к административной ответственности в рамках ч.2 ст. 3.18.1 только если действие (бездействие) не содержит уголовно-наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ. 

 Таким образом, привлечение к административной ответственности за данное деяние в соответствии с КоАП г. Москвы является незаконным и Постановление №________________________ от ___________г. подлежит отмене. 

 

  1. Нарушен порядок привлечения к административной ответственности, постановление вынесено неуполномоченным лицом.

 Постановление о привлечении меня к административной ответственности вынесено должностным лицом  Главконтроля, при этом протокол об административном правонарушении не составлялся, фиксация моего местонахождения осуществлялась с использованием технических устройств и (или) программного обеспечения «Социальный мониторинг». Указанные действия должностного лица Главконтроля являются неправомерными, так как привлечение меня к ответственности по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ должно осуществляться в общем порядке, предусмотренном ст. 28.2 КоАП РФ с составлением протокола об административном правонарушении ограниченным кругом лиц, перечень которых установлен в пункте 1 части 2 статьи 28.3, пункте 19 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, а также п. 23 Обзора) 

 —   должностные лица органов внутренних дел (полиции);  

— должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор 

 Назначение административного наказания без составления протокола допускается в отношении ограниченного законом перечня правонарушений, в который правонарушения  по ч.2. 6.3 КоАП РФ не входят, кроме того, в Вопросе 25 Обзора разъяснено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ). 

 Следовательно, должностным лицом Главконтроля, не уполномоченным на привлечение граждан к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ,  допущено грубое нарушение порядка привлечения меня к административной ответственности, что должно повлечь отмену Постановления по делу №___________________ от ___________________г., и прекращение производства по делу об административном правонарушении. 

В соответствии с ч.1. ст. 30.12 КоАП РФ, вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса. 

На основании изложенного и руководствуясь положениями ч.1 ст. 20.6.1, ч. 1 ст. 24.5, 25.1 — 25.5.1,  30.1 — 30.12 КоАП РФ: 

ПРОШУ: 

Постановление по делу №___________________ от ___________________г. отменить, производство по делу об административном правонарушении — прекратить. 

Приложения: 

  1. Копия постановления по делу №___________________ от ___________________г.; 

 

                                                                           ____________ подпись 

Дата 

Таким образом, подытоживая вышесказанное, ст. 3.18.1 КоАП Москвы представляется неприменимой, а деяния виновных следует квалифицировать по ч. 2 ст. 6.3 федерального КоАП (введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ). И самое главное. Порядок привлечения вас должен быть только общим, с составлением протокола сотрудником правоохранительных органов и прочее.

Если вам понравилась статья, или ваша ситуация разрешилась с помощью образца жалобы, то вы можете подписаться на группы в моих социальных сетях и поделиться ими со своими родственниками и знакомыми.

Не пропустите другие полезные материалы

Пора обратиться к настоящему юристу

Москва, 1-я улица Машиностроения, 5
метро Дубровка

Услуги адвоката в Москве. Татаринов Александр